Главное меню

Анонс

Глава 10 - Gillan
Глава 10. КОЛЕСЯ ПО МИРУ После гастролей по СССР музыканты сосредоточили свое внимание на Европе. Июльский тур «Naked Thunder» должен был сделать рекламу альбому, выход которого перенесли на 16 августа. На концертах исполнялись «Gut Reaction», «Demon's Eye», «Living For The City», «Black Night», «Puget Sound», «Sweet Lolita», «Nothing To Lose», «No More Cane On The Brazos», «I Thought No», «When A Blind Mand Cries», «Let It Roll», «Knocking At Your Back Door», «Speed King», «No Good Luck», «Smoke On The Water» и «Lucille». Иногда играли «New Orleans». В это время начались трения между клавишником Томми Айри и тур-менеджером Алом Даттоном. Айри принципиально не хотел носить сумки со своими вещами. У членов группы были роуди, но частенько таскать вещи приходилось самим музыкантам, а Томми просто садился в автобус, оставляя свою сумку в фойе отеля. Такое поведение приводило в бешенство Даттона, и он постоянно напоминал клавишнику, что это его проблемы. Однажды в аэропорту Томми оставил свой багаж, и, направляясь в бар, бросил Алану: «Занесешь его». В ответ Ал доходчиво объяснил Айри, что делать этого не будет. В самолете к Гиллану подошел разъяренный Томми,... Далее...
Глава 4 - часть 1 - Gillan
Gillan 1

В Tommy присутствуют продуманный сюжет, характерность героев и драматургия. Не удивительно, что британскому кинорежиссеру Кену Расселу без особого труда удалось воплотить на экране историю о слепом и глухонемом мальчике, который чудесным образом исцеляется и становится рок-звездой (в фильме часть партий, которые в оригинальном альбоме пел Роджер Долтри (Roger Daltrey), исполняют Элтон Джон (Elton John), Тина Тернер, актеры Оливер Рид, Энн Маргрит и даже Джек Николсон).


пластинки виниловые купить - продажа в Петербурге


Наибольшая заслуга в развитии жанра рок-оперы принадлежит Эндрю Ллойду Уэбберу и Тиму Раису. Эндрю родился 22 марта 1948 года. Его отец был дирижером и директором лондонского Королевского музыкального колледжа. Мать — преподавателем музыки по классу фортепиано. С трех лет Эндрю учился играть на скрипке. Позже освоил валторну и фортепиано. В 9-летнем возрасте он написал свою первую песню. Тим Майлз Биндон Райе старше Эндрю почти на 4 года. Тим окончил престижную школу, увлекался крикетом и, ясное дело, поп-музыкой. Вполне вероятно, мир никогда бы не услышал знаменитых мюзиклов, если бы сотруднику фирмы «Decca» Дезмонду Эллиоту не попала в руки лента, присланная ему по почте Уэббером, с записью его песни. Дезмонд был знаком с матерью Раиса, и, таким образом, Тим узнал о существовании молодого одаренного композитора. Уэббер к этому времени выиграл стипендию в Оксфордский колледж святой Магдалины, где собирался учиться на историка. 21 апреля 1965 года он получил письмо такого содержания: «Дорогой Эндрю, мне сказали, что вы ищите соавтора-либреттиста, и, поскольку, я сам пишу песни (а мне особенно нравится писать тексты), я бы хотел узнать, не могли бы мы встретиться? Возможно, я обману ваши ожидания, но, как бы то ни было, это может оказаться интересным. Во всяком случае, надеюсь». Разумеется, автором письма был Райе.

Встреча двух любителей музыки состоялась в доме Уэббера, а через несколько, дней они приступили к работе над первым мюзиклом «The Likes Of Us» («Такие, как мы»). Впрочем, история доктора-филантропа Томаса Барнардо, учредившего приют для детей-сирот, никакого интереса не вызвала. Так что дальше создания демо-записи с 16-ю песнями в исполнении детского хора школы Colet Court дело не пошло. Райе позже признал, что сюжет мюзикла был достаточно слабым.

 

интернет магазин виниловые пластинки


В октябре 1965 года Эндрю отправился на учебу в Оксфорд. По утверждению Уэббера, его единственной целью было желание найти подходящий театр для будущих мюзиклов. Проучился в колледже он только до Рождества, вернувшись в Лондон. Райе некоторое время жил дома у Уэбберов, где обстановка для плодотворной работы была неподходящей. Младшему брату Эндрю, Джулиану, необходима была тишина, чтоб заниматься на виолончели, так что старший Уэббер занял у бабушки денег и купил квартиру.

Тандем авторов принялся за работу. Исполнительницу для своих поп-песен они нашли благодаря газете, в которой Райе заметил список номинанток на звание «Девушка года». Напротив одной из фамилий было указано, что это — певица. Ребята скупили почти весь тираж газеты, заполнили все опубликованные бюллетени и отправили в редакцию. Так Роз Ханниман стала победительницей конкурса и... исполнительницей песен Уэббера-Раиса. Вскоре был подписан контракт с «EMI». Увы, песни «Down Through» и «Down On The Farm» хитами не стали (позже мелодии этих композиций будут использованы в мюзикле «Эвита»). Тем не менее, о дуэте авторов заговорили. Преподаватель музыки школы Колет Корт, Алан Доджетт, у которого в свое время учился Джулиан Уэббер, предложил Эндрю написать небольшую кантату для ежегодного школьного концерта. В качестве темы для этой кантаты Алан посоветовал взять какой-нибудь библейский сюжет. Райе, полистав детскую Библию, заинтересовался историей об Иосифе и его братьях.

1 марта 1968 года родители школьников имели честь лицезреть 15-минутную кантату «Joseph And The Amazing Technicolor Dreamcoat». Представление очень понравилось отцу Эндрю, Уильяму Ллойду Уэбберу. Он предложил расширить кантату до 20 минут и показать в центральном зале Вестминстера. 12 мая 1968 года детский хор и поп-группа THE MISSED BAG представили новый вариант «Иосифа». Дирижировал Алан Доджет, Джулиан играл на виолончели, отец Уэбберов — на органе, а сам Тим Райе исполнял роль фараона. Среди зрителей находился музыкальный критик «Sunday Times» Дерек Джуил (его десятилетний сын Николас был в составе хора). 19 мая 1968 года в этой газете появилась его хвалебная статья — «Трамплин под названием "Иосиф"». Дальше — больше. Уэббер и Райе закатали рукава и дополнили 20-минутное произведение новыми песнями. Летом того же года на студии «Decca» была записана двойная виниловая пластинка, а в ноябре спектакль показали в соборе Святого Павла. После представления газета «Evening Standard» дала весьма положительную рецензию. 1 января 1969 года альбом с этим мюзиклом поступил в продажу.

В музыкальном плане «Иосиф» очень эклектичен — здесь есть рок-н-ролл, кантри, музыка Ямайки, французский шансон. В сентябре 1972 года этот мюзикл был поставлен на сцене во время эдинбургского фестиваля, в 1973 г. — в театре «Albery» (Лондон), а с 1982 года идет на Бродвее. Снят и фильм с Донни Осмондом в главной роли (режиссер — Дэвид Маллет; среди других актеров — Мария Фридман, Ричард Аттенборо, Джоан Коллинз). Но все это будет позже, а пока Уэббер и Райе решили закрепить успех, на скорую руку состряпав еще один мюзикл для школы, на этот раз о короле Ричарде Львиное Сердце, правившем Англией с 1189 по 1199 гг. Правда, произведение «Вернись, Ричард, ты нужен своей стране», состоящее из 14 песен, было поставлено всего один раз — в школе «City Of London». Заглавная композиция, в которой пел Райе, вышла на сингле 7 ноября 1969 года. Несмотря на то, что на этот раз успеха не было, назвать этот проект полностью бесполезным нельзя по одной причине: композиция «Салладиновы времена» позже превратится в «Песню царя Ирода», вошедшую в эпохальную рок-оперу «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос — Суперзвезда»).

У Эндрю и Тима был контракт с компанией Сефтона Майерса и Дэвида Лэнда «New Ventures», и шефы как-то ненавязчиво поинтересовались, что новенького им собираются предложить подопечные. У парней было несколько идей, среди которых мюзиклы о карибском кризисе и царе Давиде. Для последнего была даже придумана заводная песня со словами «Samuel, Samuel, this is the first book of Samuel» («Самуил, Самуил, это — первая книга Самуила»), но потом решили написать мюзикл об Иисусе Христе, и первой композицией для этого проекта стала ария Иуды «Superstar». Райе попросту взял песню о Самуиле и заменил в ней текст:

Jesus Christ, Jesus Christ («Иисус Христос, Иисус Христос,

Who are you, Кто ты?

What have you sacrificed... Чем ты пожертвовал?»)

Поначалу мюзикл решили назвать просто — «Иисус Христос», но Райсу попался на глаза газетный заголовок: «Том Джонс — мировая суперзвезда». «Вот оно!» — подумал Тим. Название нового произведения получило законченный вид: «Иисус Христос — Суперзвезда». Правда, слово «мюзикл» звучало как-то несолидно, «рок-опера» - совсем другое дело!

Музыканты уехали в графство Хердфордшир, где заперлись в номере отеля и принялись за работу. Райе так вспоминает сотрудничество с Уэббером: «Он был одновременно робким и уверенным в себе, умудренным опытом и наивным, взрослым и ребенком; то он искрился весельем, то омрачался, как туча; был потрясающе оригинален в одном и вторичен в другом; то дружелюбным, то эгоистичным, и все эти качества — на предельном уровне». Несмотря на то, что рок-опера еще не была готова, 21 октября 1969 года фирма «МСА» выпустила сингл. На первой стороне разместили «Superstar», а на второй — «John 19:41» (по названию соответствующей главы из Евангелия от Иоанна). Сорокапятка собрала хорошие рецензии (одну из них написал настоятель собора Святого Павла).

Тем временем, работа над Jesus Christ Superstar кипела вовсю. Опера создавалась в атмосфере полнейшей раскрепощенности, с «Суперзвездой» мы решили так: плевать на правила, плевать на то, что делал Ричард Роджерс (Richard Rogers, американский композитор и продюсер, классик бродвейского мюзикла, — прим. автора), будем писать то, что нам нравится, — вспоминает Тим Райе. — Мы оба были фанатами рока, и сказали себе: надо сочинить этакое, что мы сами бы купили, если б это сделал кто-то другой. С театром договориться не получилось, там в постановке не были заинтересованы. Поэтому мы довольно-таки неохотно пошли на то, чтоб работать в студии. Мы думали: это не лучший способ запустить шоу. Но, как оказалось, получилось в самый раз — сжато, минут на 80, как раз на два виниловых диска, а шоу обычно слишком длинны. Включи мы в запись разговоры, слушатели не стали бы часто проигрывать альбом, это было б жутко скучно, поэтому мы все сделали по-оперному, решив, что на шоу всегда можем согласиться, если кто-то захочет поставить его на сцене. Если бы мы писали «Суперзвезду» для театра, и, к примеру, какой-нибудь дальновидный продюсер сказал тогда, в 1969 году: «Да, это станет хитом, и я дам вам этот театр», — мы тогда собрали бы старую группу актеров, и ничего толкового бы не получилось. Даже с теми же мелодиями и текстом. Скорее всего, мы бы сделали старомодную вещицу, возможно, она продержалась бы в «Плимуте» недели четыре. Вот и все».

виниловые пластинки купить в петербурге

К. весне 1970 года опера была готова. Начался поиск исполнителей. Мюррей Хед (Murray Head) уже спел на сингле «Superstar» от имени Иуды Искариота, и сделал это очень убедительно, так что роль он получил сразу. Одна из газет запустила «утку»: якобы арии Иисуса исполнит Джон Леннон. Пресс-атташе «битла» заявил (скорее всего, в шутку), что Леннон согласится, если Йоко Оно сыграет Марию Магдалину. По иронии судьбы, роль Марии все-таки досталась представительнице монголоидной расы — Ивонне Эллиман (Yvonne Elliman), уроженке Гавайских островов. В одном из ресторанчиков Эндрю увидел на сцене девушку, поющую под гитару. Уэббер подошел к ней, и сказал: «Я нашел свою Марию».

На роль священника фирма «МСА» предложила певца Пола Рэйвена (Paul Raven). Под своим настоящим именем Пол Гэдд (Paul Gadd) этот вокалист спел в 60-х годах на нескольких синглах, выпушенных фирмами «Parlophone» и «МСА» (иногда он брал себе псевдоним Paul Monday). Знаменитым Пол стал только в 1971 году, в очередной раз сменив сценическое имя — на Гэри Глиттера (Gary Glitter, звезда глэм-рока). Ну а в роли Христа Райе видел только одного человека — Яна Гиллана.

«Тот звонок раздался, как гром среди ясного неба, — вспоминает Ян. — Это был Тим Райе. Он слышал, как я пою «Child In Time» (Райе был на выступлении DEEP PURPLE с лондонским филармоническим оркестром 24 сентября 1969 года, — прим. автора), и подумал, что такая манера будет идеальной для проекта, над которым он работал с Эндрю Ллойдом Уэббером, сейчас, конечно, сэр Эндрю (в середине 90-х годов королева Елизавета удостоила его рыцарского звания, — прим. автора). Я приехал на квартиру к Эндрю, где эта парочка изложила мне концепцию их мюзикла «Иисус Христос — Суперзвезда». Тим был невероятен — энтузиаст еще тот: экспансивный, энергичный, дружелюбный и очень приятный человек. Он представил меня Эндрю, который сел за пианино и сказал: «Должно звучать вот так», — и начал играть. Участие в Jesus Christ Superstar было для меня опытом скорее творческим, чем религиозным. В Христе я видел, прежде всего, историческую личность. Так что это не было для меня каким-нибудь значительным и глубоким религиозным переживанием. Я не религиозный человек. Вернее, я не являюсь религиозным в общепринятом смысле этого слова. У меня есть сильная вера, но она не имеет отношения к определенной конфессии. Роль Иисуса была неким вызовом, потому что у каждого есть свое видение этой личности. Моей задачей было воссоздать орнамент, сложенный Тимом Райсом в текстах песен.

Когда я начал петь слова, которые Христос говорит, будучи распятым на кресте, то вдруг понял, кем был этот парень, и какой вес имели его проповеди. До меня дошло, почему миллионы людей в течение двух тысяч лет изучают каждое его слово. Необычайно трогательный момент! Признаюсь, мне было очень трудно справиться с волнением».

В записи рок-оперы приняли участие еще два бывших музыканта EPISODE SIX (в то время они уже были в составе QUATERMASS): Джон Густафсон и Пит Робинсон. Джон спел арию Симона Зилота («Simon Zealotes»), а Питер сыграл на рояле, электрическом пианино и органе.

Интересно, что во многом запись рок-оперы была импровизационной. Гиллан исполнил свои партии всего за один день, и даже в этом случае вносились изменения в предыдущий замысел. Во время сцены распятия («The Crucifixion») Иисус должен был, по замыслу Раиса, произносить слова: «Отче, прости меня, ибо не знаю, что делаю», — но потом Тим решил вернуться к канонической фразе. Так что Ян говорит евангельское: «Отче, прости их, ибо не ведают, что творят».

Ария Иуды заканчивается словами: «Прочь из моей жизни!» Раиса даже хвалили: якобы, эти слова подчеркивают, что многие стараются отказаться от Христа и его учения. Но не Тим придумал эту фразу, просто певец Майк Д'Або настолько вошел в роль во время записи, что добавил ее от себя.

Когда записывали 39 ударов плетью, никак не могли добиться нужного звука. Тогда Раис взял в руки доску и начал молотить ею по табуретке. Как оказалось — в самый раз.

На концепцию сюжета оказала влияние идея, заложенная в песне Боба Дилана «With God On Your Side», а именно: был ли Бог на стороне Иуды? В либретто рок-оперы по-новому осмысливаются события, происходившие в Иудее в 33 году н.э. Уже первая после увертюры композиция, «Too Much Heaven In Their Mind» («У них только рай на уме», монолог Иуды) показывает, что события в опере будут развиваться не совсем по Евангелию.


Ян Гиллан "На главную"