Главное меню

Анонс

Глава 9 - часть 1 - Gillan
Глава 9. «НА ВОСТОК!» 7 декабря 1988 года в 11.41 по местному времени в северной части Армении произошло катастрофическое землетрясение силой 6,9 балла по шкале Рихтера. Был стерт с лица Земли город Спитак, почти полностью разрушен Гюмри, сильно пострадали Ванадзор, Степанаван и свыше ста сел северных районов. Были разрушены более 170 промышленных предприятий, в зоне бедствия вышли из строя системы энерго- и водоснабжения, связи, транспорта. Стихия нанесла громадный ущерб сельскому хозяйству ... Но самыми страшными и невосполнимыми были человеческие жертвы: по официальным данным, число погибших составило 25 тысяч (по независимым источникам — около 50 тысяч человек). ... Далее...
Глава 4 - часть 2 - Gillan
Gillan 1


Основные усилия по рекламе альбома сосредоточили на США, как наиболее перспективном рынке. Идея провести презентацию в храме вызвала негативную реакцию со стороны «МСА», но потом «фирмачи» дали добро. Выбрали лютеранскую церковь Святого Петра на Лексингтон авеню. Презентация началась в три часа дня, присутствовали официальные лица «МСА», журналисты и просто праздная публика. Разминаясь, органист играл фугу Баха, но Райе попросил его «сбацать что-нибудь из Элвиса». После представления были накрыты столы, но так как дело происходило в храме, то спиртного не подавали.

 

виниловые пластинки в Москве


Альбом сразу же взлетел на вершины американских чартов. Уэббер и Райе были в Британии, когда им позвонили и сообщили эту приятную новость. На них также вышел Роберт Стигвуд (Robert Stigwood), австралийский промоутер, менеджер CREAM и BEE GEES, обосновавшийся в США и заслуживший репутацию человека, умудряющегося зарабатывать деньги из ничего. У Стигвуда был опыт постановок на лондонской сцене знаменитых американских мюзиклов «Волосы» и «О, Калькутта».

«Он увидел это «прекрасное опыление», как выражались масс-медиа того времени, и понял, что произведения типа «Суперзвезда» могут быть использованы в записях, фильме, на сцене, в концертах, да где угодно! Потому что это была сильная вещь. Он мог продавать ее во всех форматах, которые подпитывались бы друг от друга», — говорит Райе.

Будучи в Британии, Стигвуд прислал за Райсом и Уэббером шикарный лимузин, накрыл у себя дома солидную «поляну», после чего уговорил их сотрудничать с ним. Для начала Роберт принялся наводить порядок в плане защиты авторских прав. В первую очередь, это было актуально для США, где многие церковные деятели зарабатывали неплохую копейку на неавторизованных постановках рок-оперы.

Стигвуд взялся за организацию «настоящей» сценической постановки. Для начала он предложил написать еще одну песню. Мелодию Уэббер сочинил сразу, а вот Раиса пришлось подстегивать. Наконец-то, после завтрака в отеле, тот сочинил подходящий текст. Так появилась песня «Could We Start Again, Please» (в спектакле ее поют Мария и Петр). Была расширена и партия Пилата. Эндрю и Тим хотели, чтоб режиссером постановки был Фрэнк Корсаро, он даже приступил к работе, но контракт с ним так и не подписали. Стигвуд сделал выбор в пользу Тома О'Хоргана, который играл в бродвейском мюзикле «Волосы». Об этом решении не подозревали ни Корсаро, ни Уэббер, который, женившись, уехал проводить медовый месяц. Корсаро узнал, что остался не у дел, в больнице, куда попал с травмой ноги, а Эндрю - вернувшись из поездки. Последовало бурное выяснение отношений, но Ститвуд настоял на своем. На роль Иуды взяли Бена Верена (протеже О'Хоргана, еще один актер из мюзикла «Волосы»), Иисуса сыграл Тед Нили. По замыслу режиссера, постановка требовала большого количества всевозможной техники, с чем не были согласны авторы. Они считали, что спектакль должен быть малобюджетным, и выделяться не декорациями и техническими наворотами, а идеей.

 

купить новые виниловые пластинки


Премьера спектакля, несмотря на пикеты противников постановки, состоялась 12 октября 1971 года в театре Марка Хелинджера (Нью-Йорк). Публике шоу понравилось, а вот от журналистов досталось на орехи. Клайв Варне, один из самых авторитетных театральных критиков, дал просто уничижительную рецензию. На следующий после этой публикации день, Тим Райе, поднимая трубку, шутил: «Фэн-клуб Клайва Барнса слушает». Наряду с дельными замечаниями, были и просто смешные придирки. В частности, авторов обвинили в антисемитизме. Справедливости ради нужно отметить, что, в основном, претензии критиков адресовались режиссеру, саму рок-оперу, как правило, они не трогали.

Несмотря на пинки со стороны масс-медиа, Стигвуд организовал выступления актеров в других городах Америки, а 9 августа премьеру оперы увидел Лондон (роль Иисуса исполнял Пол Николас). Именно в столице Великобритании постановку посетил выдающийся советский композитор Арам Хачатурян. Он был в таком восторге от увиденного, что после окончания спектакля прошел за кулисы, чтоб выразить свое восхищение актерами. Автор «Танца с саблями» писал, что эта опера имеет не столько религиозное, сколько социальное содержание. «Христос в ней выступает не как божество, а как бунтарь. Очень сильно сделан дуэт Иисуса и Иуды. Мне показалось, что психология их взаимоотношений написана под влиянием героев Достоевского — Смердякова и Ивана в "Братьях Карамазовых"». Одобрительно отнесся к этой рок-опере и Дмитрий Шостакович.

Большая популярность «Суперзвезды» закономерна. Изумительная музыка, выдержанная в стилистике хард-рока, стремительно набиравшего популярность; удачное либретто; великолепное исполнительское мастерство Яна Гиллана, Мюррея Хэда, Ивонны Эллиман и других - вот основные составляющие успеха, выпавшего на долю этой рок-оперы. Но был еще один фактор, В конце 60-х на Западе начался религиозный бум, который не обошел стороной рок-музыку. Клифф Ричард (Cliff Richard) выпустил диск «Об этом человеке», где читал «Новый завет» и исполнил 4 религиозные песни. Линда Ронстадт (Linda Roiistadt), Джуди Коллинз (Judy Collins) и Барри Макгвайр (Barry McGuire) тоже записали виниловые пластинки с религиозными композициями. Приняли христианскую веру Билли Престон (Billy Preston), Ван Моррисон (Van Morrison) и Арло Гатри (Arlo Guthrie). Так что Уэббер и Райе попали в точку.

В 1972 году Стигвуд задумал экранизировать эту рок-оперу. Режиссером и сопродюсером фильма стал канадец Норман Джуисон (Norman Jewison), только что закончивший снимать нашумевший мюзикл «Скрипач на крыше». Если сценические постановки «Суперзвезды» Гиллана просто не интересовали (слухи о том, что Ян принимал в них участие — чистейшей воды вымысел), то сняться в фильме было его давней мечтой. Тим Райе тоже хотел, чтоб роль досталась Яну. Он составил протекцию Гиллану, и Джуисон назначил тому аудиенцию. «Рок-звезда» подрулила к киностудии на своем новом «Роллс-ройсе» модели "Серебряное облако lib". В кабинете Нормана его уже поджидала чашка кофе. Джуисон осмотрел Гиллана с ног до головы и остался доволен внешними данными потенциального актера. Когда же выяснилось, что Ян свободен в ближайшие полтора месяца и без особых проблем сможет выделить еще месяц для участия в съемках, казалось, что дело решено. Но потом Ян начал уточнять, какой гонорар ему предлагают. И когда услышал, что только 1.000 долларов в неделю, то возмутился. 10 тысяч долларов за главную роль в фильме он считал суммой просто несолидной, заявив, что DEEP PURPLE зарабатывают за один вечер вдвое больше. «Норман был просто шокирован, и с того момента все покатилось под откос. Пошли жесты, обычная возня при торговле... В конечном итоге, когда он прямо спросил, сколько я хочу получить, я ответил, что даже и не подумаю подняться с постели за сумму, меньшую, чем 250 тысяч долларов... Вскоре я уже шел к машине, а потом направился в паб, где до меня окончательно дошло, что никогда не стану звездой экрана. Я рассказал об этой встрече Тони (Тони Эдварде, один из менеджеров DEEP PURPLE, — прим. автора), и он обещал, что посмотрит, может, удастся исправить положение. Но, конечно же, все осталось, как было, и эта роль досталась Теду Нили», — вспоминает Гиллан.

По слухам, рассматривалась возможность пригласить на главную роль Мика Джэггера (Mick Jagger) или Элиса Купера (Alice Cooper). Выбрали Нили, имевшего опыт сценической постановки этой рок-оперы. Роль Иуды исполнил Карл Андерсон (Carl Anderson), а Марию Магдалину традиционно сыграла Эллиман. Многие актеры ранее выступали в бродвейской постановке мюзикла «Волосы» и переняли хиппистские привычки героев «Hair»: частенько прикладывались к бутылке и покуривали травку. Эндрю и Тим, прибывшие в Израиль на съемки фильма, скоро почувствовали себя чужими на этом празднике жизни и уехали в Англию, так что оркестровки для фильма делал Андре Превин. Единственным вкладом в копилку со стороны Уэббера-Райса было сочинение песни «Then We Are Decided» (дуэт Анны и Кайафы).

Виниловые пластинки санкт-петербург

Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Джуисон действительно использовал ряд рискованных решений: Иуда у него был негром; в кадре периодически появляются предметы из современной жизни — кассовые аппараты, почтовые открытки, оружие (включая танки и самолеты). Фильм начинается с того, что в пустыню к древним развалинам подъезжает автобус с актерами. С его крыши сгружается огромный крест, и представление начинается. Джуисону удалось создать яркое шоу — в ленте много танцевальных номеров: хореограф Роб Исков (Rob Iscove) проделал безупречную работу. Но вот шоу закончено и актеры садятся в автобус. Все, кроме Теда Нили. Он смотрит на холм, а там, на фоне заходящего солнца, все еще стоит крест...

Недавно был выпушен еще один фильм, режиссером которого стала Гейл Эдварде (она же поставила спектакль на Бродвее). На этот раз съемки велись в студии, а Уэббер и Райе принимали активное участие в создании ленты.

В разных странах создавались национальные постановки (в Швеции, Польше, Венгрии). Англичанин Алан Кедди привлек малоизвестных музыкантов, и в середине 70-х выпустил одинарный диск с сокращенным вариантом оперы. Нужно ли говорить, что это не тот случай, когда можно составлять сборник по типу «The Best Of...»

Сразу после выхода рок-оперы, в советской прессе ее обвинили «во всех грехах», а авторов разве что не объявили агентами ЦРУ. Интересно, что в 1974 году в США вышла книга проповедника Дэвида Ноубелла «Марксистские менестрели. Инструкция по коммунистическому разрушению музыки», где Уэббера и Раиса вместе с THE BEATLES и Бобом Диланом отнесли к «проводникам коммунистической идеологии». Как видно, полюса смыкаются...

Меломаны СССР с восторгом приняли Jesus Christ Superstar. Альбом продавался нелегально в огромных количествах. Алексей Козлов с группой АРСЕНАЛ даже играли полный вариант рок-оперы на своих концертах. Только после того, как упал железный занавес, телевизионщики 1/6 земного шара начали стыдливо включать выдержки из «Суперзвезды» в разные сюжеты (например, в рассказ об Иерусалиме в передаче «До и после полуночи»), эпизоды из одноименного фильма демонстрировались во «Взгляде», новостях, передачах о религии. Впрочем, дважды к рок-классике «анонимно» обращались и во времена «застоя». В фильме Гинзбурга «Волшебный фонарь» Алла Пугачева, а в «Бенефисе» Лариса Голубкина, пели арии из рок-оперы (естественно, на русском языке и с нейтральным текстом). Такое замалчивание было понятным: и религия, и рок не вписывались в тоталитарную идеологию. Официально этот альбом в Советском Союзе так и не издавался.

В начале 90-х годов прошлого века Андрей Тропилло выпустил пиратский вариант. По иронии, эти издания выходили под эгидой «Продюсерского центра представительства приходов единой евангельско-лютеранской церкви России», которой, в первую очередь, следовало бы придерживаться Божьей заповеди «не укради»...

Фирма «Мелодия» выпустила русскоязычный вариант «Суперзвезды» с участием многих известных певцов. Очень хорош Сергей Минаев в роли Иуды, да и перевод либретто А. Птицина сделан на высоком профессиональном уровне. Со своим русскоязычным вариантом колесил по СССР ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ.

виниловые пластинки продать купить выгодно

Разумеется, первая каноническая версия с Гилланом в роли Иисуса так и осталась непревзойденной. Кстати, благодаря «Суперзвезде», Ян неплохо заработал. В июне 1972 года журналист немецкого ежемесячника «Pop» спросил Гиллана, заплатили ли ему разовый гонорар, или договорились об отчислении с продаж, на что певец ответил: «Благодаря Богу, мы сошлись на доле с выручки. За каждый преданный альбом мне идет 25 пфеннигов. До сего дня я заработал таким образом 1,5 млн. немецких марок. Не надо забывать, что Jesus Christ Superstar, как и раньше, охотно покупается — этот альбом является гарантией моего безбедного существования! А тогда я пожертвовал всего одним днем, чтоб записать свои партии, и тем самым совершил лучшее дело в моей жизни».


Ян Гиллан "На главную"