Главное меню

Анонс

Глава 9 - часть 1 - Gillan
Глава 9. «НА ВОСТОК!» 7 декабря 1988 года в 11.41 по местному времени в северной части Армении произошло катастрофическое землетрясение силой 6,9 балла по шкале Рихтера. Был стерт с лица Земли город Спитак, почти полностью разрушен Гюмри, сильно пострадали Ванадзор, Степанаван и свыше ста сел северных районов. Были разрушены более 170 промышленных предприятий, в зоне бедствия вышли из строя системы энерго- и водоснабжения, связи, транспорта. Стихия нанесла громадный ущерб сельскому хозяйству ... Но самыми страшными и невосполнимыми были человеческие жертвы: по официальным данным, число погибших составило 25 тысяч (по независимым источникам — около 50 тысяч человек). ... Далее...
Глава 6 - часть 2 - Gillan
Gillan 2

 

 

виниловые пластинки продать купить тут

 

Оставшуюся часть марта и апрель музыканты провели в студии «Kingsway Recorders», работая над новым альбомом. 27 марта они приняли участие в записи программы Би-Би-Си, «Friday Rock Show», Эта передача, включавшая в себя интервью ведущего Томми Вэнса с Гилланом, песню «If You Believe Me», а также концерт 1979 года на фестивале в Ридинге, транслировалась на следующий день. 5 апреля музыканты выступили в Бельгии на «Kortrijk Festival».

Перед выходом нового диска Ян охотно поделился мыслями с прессой: «Альбом Mr. Universe достаточно хорошо котировался в чартах. Однако это не значит, что следующую пластинку мы сделаем в таком же стиле, лишь бы продать ее. У меня есть проблемы с материалом для альбома. В дело вмешиваются люди, манипулирующие роком. Они хотят сделать из моей группы фабрику для производства денег, пытаются связать мне руки, но у них это не выйдет! Я хочу записать альбом, который несколько откровеннее будет говорить о политической и социальной сторонах жизни в моей стране. Дело в том, что мои земляки — специфический народ. Им нравится посещать спортивные состязания, смотреть телевизор, сидеть в пабе. Политика их не очень интересует. Им важно, чтоб все было «окей», а каким образом этого достичь — их не волнует. У нас были правительства с правым и левым уклоном, но люди к этому безразличны. Всеобщая бюрократия приводит к тому, что народ все больше охватывает апатия. На высоких местах сидят люди, совсем не понимающие обстановку или, наоборот, слишком хорошо ее знающие. Я хочу в своих текстах в большей степени отразить эти социальные проблемы. Хочу петь о простых людях, рабочих с их каждодневной монотонной жизнью, полной горестей, о женщинах с дурной репутацией, являющихся неотъемлемой частью такой среды. Чиновники фирмы грамзаписи против таких текстов, но мне плевать. Говорят, что такую пластинку не будут крутить по радио. Мне все равно, будет какой-нибудь глупый диск-жокей пускать мою песню в эфир или нет. Если бы я следовал законам радиопрограмм, то давно сошел бы со сцены. Я просто хочу сказать свое слово, и знаю, что мне это удастся».

 

покупка продажа виниловых пластинок тут

 

К концу апреля новый альбом Glory Road («Дорога славы») был записан. Его продюсером стал сам Гиллан. За звучание и микширование отвечали инженер Пол Уоткинс и Джон Маккой (не отсюда ли более «плотный» бас?). Эта пластинка была уже в полной мере работой нового состава, ведь в Mr. Universe Торме и Андервуд, по сути, переиграли написанный до их прихода материал. Glory Road в большей степени «гитарный», чем «клавишный» альбом. Четыре первые песни принадлежат авторству Гиллана-Маккоя-Торме. «Unchain Your Brain» начинается с партии ударных, разрываемых гитарными запилами. Это — мелодичная и энергичная композиция с интересными соло органа и гитары. «Are You Sure» открывает бас-гитара, а далее с эффектным риффом вступает Торме. Хорош припев этой песни. В «Time And Again» привлекает внимание красивый проигрыш, на котором и построен этот нестандартный блюз. «No Easy Way» начинается с гитарных ходовок. Ровно две минуты Торме показывает мастерство владения инструментом и различные эффекты. Потом эстафету перехватывают клавишные. Балладная вставка в середине этой темповой композиции придает ей особую изюминку. Несмотря на то, что завершающая первую сторону альбома «Sleeping On The Job» написана Гилланом и Таунсом, она выделяется, прежде всего, замечательным гитарным риффом. Интересен момент, когда в унисон играют гитара и губная гармошка.

Слушая композицию «On The Rocks», открывающую вторую сторону, ты как будто попадаешь в фьюжн-период творчества Яна. Уж очень напоминает ее аранжировка времена Child In Time. «On The Rocks», несомненно, одна из лучших песен на диске, монументальная и многослойная.

Крики чаек, шум пролетающего самолета, плач младенца, органное «интро», напоминающее вступление к «Speed King» с пепловского In Rock. Кажется, что в студии появился Джон Лорд. Пронзительный голос Гиллана чеканит слова:

Дети будут играть на улице

И плакать — стекло впивается в их ноги.

Некуда деться, нечего делать, некуда идти...

«If You Believe Me» — это хардовый блюз. Голос, гитара и фортепиано, чередуясь, ведут свое повествование. Песня Таунса «Running, White Face, City Boy» — темповый рок-н-ролл с длинным органным (а как же иначе!) соло. Завершающая этот мощный альбом «Nervous» — еще один блюз. На фоне монотонного «бамканья» бас-гитары, напоминающего стук сердца, и повторяющегося гитарного риффа, Гиллан высказывает претензии некой девушке и делает это так убедительно, что кажется, будто он обращается к Зоу. Glory Road наглядно продемонстрировал потенциал GILLAN.

В июне 1980 года вышел сингл «Sleeping On The Job//Higher And Higher», на который возлагались большие надежды. Однако группе не повезло. Работники единственной британской телекомпании, которая взялась «раскручивать» «Sleeping On The Job», начали забастовку, и GILLAN так и не попали на телевидение, где должны были исполнять эту песню. В результате «Sleeping On The Job» поднялась только до 55-го места. В июле вышел макси-сингл (сорокапятка с добавленной на второй стороне песней), «No Easy Way//Handles On Her Hips/I Might As Well Go Home». «Handles On Her Hips» очень хороша. Рифф, сыгранный в унисон гитарой и фортепиано, задает тон этому рок-н-роллу, построенному на четком ритме. Голос Яна в этой песне соревнуется с гитарой.

Летом 1980 года группа традиционно выступала на фестивалях. Сначала был «Loch Lomond» в Шотландии (22 июня), а ровно через два месяца, 22 августа, они вышли на сцену уже ставшего родным ридингского Фестиваля. Теперь музыканты купались в лучах славы. Они полностью оправдали ожидания зрителей, отыграв невероятный по энергетике концерт. На следующий день их ждало выступление в Нюрнберге. Там у Маккоя начала барахлить аппаратура, и он решил выместить злость, разломав бас-гитару, а после и усилитель с колонками. Гиллан решил «помочь» приятелю, и они вдвоем, к восторгу аудитории, устроили в конце шоу настоящий бедлам. Так как 24 августа нужно было выступить на «St. Goarshauseu Loreley Festival» (Германия), пришлось Джону одалживать аппаратуру у SAXON, которые тоже были приглашены на фестиваль.

Виниловые пластинки тут

Когда в августе 1980 года поклонники группы отправились в магазины грампластинок, их ждал сюрприз. Первые 15 тысяч покупателей альбома Glory Road получили бесплатно бонус-диск For Gillan Fans Only. В него вошли, среди прочих, интересный рок-н-ролл «Your Mother Was Right», отличный инструментам «Redwatch» (где мастерством блистает Андервуд), уже известная по «японскому» альбому «Abbey Of Thelema», композиция 50-х «Trying To Get To You», забойная «Come Tomorrow», психоделический таунсовский инструментал «Dragon's Tongue». На «Post-Fade Brain Damage» Гиллан объявляет название композиции, слышится звук падающего дерева, и в течение почти 5 минут инструменталисты играют неплохую тему, вставив в середину проигрыш из «Time And Again».

Glory Road стал настоящим прорывом в коммерческом плане, поднявшись до 3-й позиции в британских чартах. Только по предварительным заказам было продано 35 тысяч экземпляров. Куда скромнее был результат в США — всего 183-е место. Впрочем, неплохо котировались и пластинки двух других групп, имеющих в составе бывших участников DEEP PURPLE: RAINBOW и WHITESNAKE. Слухи о возрождении PURPLE периодически появлялись в печати. Неугасающим интересом к легендарной группе воспользовался Род Эванс, собравший в июле 1980 года малоизвестных музыкантов, и назвав этот коллектив DEEP PURPLE. Ян так прокомментировал аферу Эванса: «Это было просто смешно, адвокаты словно посходили с ума, все знали, что это — обман. Мне нравится Род. Это типично для него, он наглый до бесстыдства. Заработав на нашем названии какие-то деньги, в судебном порядке Род потерял четверть миллиона. Вся эта возня вокруг имени ансамбля была абсолютно бессмысленной».

В сентябре появился сингл GILLAN с песнями «Trouble//Your Sister's On My List», занявший презентабельное 14-е место. Идею записать какой-нибудь рок-н-роллъный стандарт подбросил Торме. Гиллан, будучи большим фанатом Элвиса, выбрал «Trouble». Осенние выступления GILLAN начали в Греции, дав два концерта: 13-го сентября в Салониках, и 15-го на стадионе «Appollo» в Афинах. В столице Эллады был побит рекорд посещаемости концертов, принадлежащий до этого THE ROLLING STONES. Однако, финал афинского концерта получился скомканным. Самые горячие головы начали взбираться на сцену, вмешались полиция и армия, многие зрители получили увечья. От греха подальше концерт прекратил сам Гиллан.

21-23 сентября группа усиленно репетировала в Шеппертоне, готовясь к большим гастролям по раскрутке альбома Glory Road. Британский тур начался 24 сентября концертом в лондонском «Paris Theatre». ВВС записала это выступление, и оно транслировалось в радиопрограмме «Radio One In Concert» (эта запись в 1997 году вышла на компакт-дисках Gillan At The ВВС Volume Two и The BBC Tapes, Volume 2, 1980 - Unchain Your Brain).

Концерты, как правило, проходили в заполненных до отказа залах. Оксфорд. Брайтон, Лестер, Ливерпуль и Ковентри рукоплескал Гиллану и его товарищам. Наконец-то Яну удалось доказать, что GILLAN — самодостаточный коллектив, существующий не только благодаря старым «пепловским» заслугам его лидера. 14 октября лондонский «Hammersmith Odeon» не мог вместить всех желающих, и на следующий день в этом же зале группа дала дополнительное шоу. 27 октября, в Гулле, британский тур, в ходе которого GILLAN сыграли более чем 30 концертов, был завершен.

продажа виниловых пластинок, купить в Москве

Шеф «Virgin», Ричард Брэнсон, довольный коммерческим успехом записей, устроил группе вечеринку в «Curry House» (Хаммерсмит). На нее были приглашены сотрудники фирмы и музыканты. В торжественной обстановке Брэнсон вручил Гиллану «золотой диск» Glory Road.

О группе много писали, ее композиции регулярно транслировались по радио. Песню «Trouble», записанную «вживую» перед выступлением в Ньюкасле 1 октября, показали в телепрограмме «Top Of The Pops». Концерт, состоявшийся 6 октября в Шеффилде, транслировало «Radio Hallam», первое шоу в «Hammersmith Odeon» (правда, урезанное до 60 минут) передавало «Capitol Radio». Увы, группа была на вершине славы только в Британии. Нужно было покорять Америку. Однако, ноябрьско-декабрьские гастроли по США и Канаде к успешным не отнесешь. Концерты переносились (Канзас-Сити, Атланта, Хьюстон), билеты продавались плохо.

«Мы дали два шоу в «El Mocambo» (концертный зал в канадском Торонто, — прим. автора). Одно из них проходило практически при полном отсутствии зрителей, — вспоминает Торме. — Это всех нас деморализовало. Ведь мы только что сыграли в Британии около 30 аншлаговых концертов в более вместительных концертных залах! Во время того тура мы были как перепуганные кролики. Оказалось, что Америка не воспринимала материал, который принимался «на ура» в Европе и Японии».

Подсластили негативные впечатления от поездки за океан итоги голосования читателей самого массового музыкального издания Британии, газеты «Sounds». Яна поставили на 3-е место в категории «Лучший певец», и он был вторым (после Ковердейла) в категории «Секс-символ».

Материал для нового альбома Future Shock создавался по ходу гастролей, и в январе 1981 года группа приступила к его записи. В феврале был выпущен сингл «Mutually Assured Destruction//The Maelstrom», достигший 34-й позиции в британском хит-параде.

«M.A.D.» — песня, близкая по тематике к «Child In Time», это протест против правителей, толкающих мир к третьей мировой войне.

«Песня «The Maelstrom» была написана «с листа», — вспоминает Ян. — Мы зашли в паб, выпили, вернулись в студию. Никаких репетиций, готового текста, ничего... Все получилось спонтанно. Я пел «вживую», слова и музыка были придуманы во время записи».

В преддверии гастролей группа сделала неплохой рекламный ход, снявшись для телевидения. Концерт в «Gateway Theatre» г. Эдинбург записывался шотландским ТВ, а выступление в Оксфордском Политехническом Институте снималось для телепрограммы ВВС «Rock Goes To College».

Первый концерт тура состоялся 4 февраля 1981 года в Ноттингеме и официально записывался (песня «Unchain Your Brain» позже была включена в сборник Live And Heavy). Шоу 5 марта в лондонском «Rainbow Theatre» тоже легло на пленку, так как планировалось выпустить живой альбом.

Весь март GILLAN методично, город за городом, завоевывали Англию. Тем временем, вышедший в апреле Future Shock поднялся до 2-го места в чартах Великобритании, как и выпущенный месяцем ранее сингл «New Orleans//Take A Hold Of Yourself». Песню «New Orleans» Гиллан посоветовал записать группе WHITE SPIRIT (продюсером их альбома был Маккой). Но так получилось, что спеть ее довелось самому Яну, и он попал в точку. Песня стала настоящим хитом. Этот рок-н-ролл очень симпатично слушается в хардовом исполнении, интересно сочетаются зазывный крик Гиллана и гитарная партия, повторяющая вокальную.

Популярность группы росла, как на дрожжах. «Это был фантастический период! Я чувствовал себя превосходно. Впервые после моего взлета с DEEP PURPLE я опять был в авангарде рок-музыки, исполняя сильный и убедительный материал», — вспоминает Ян Гиллан.

Future Shock действительно получился мощным и убедительным, хотя и несколько монотонным. Заглавная композиция — это банальный рок-н-ролл с органными «переливами». «Night Ride Out Of Phoenix» — более выразительная песня с яркой мелодией. «(The Ballad Of) The Lucitania Express» звучит так, как будто кто-то поставил эту пластинку со скоростью 78 оборотов в минуту, настолько бешеный темп задают в ней музыканты. «No Laughing In Heaven» начинается перекличкой между гитарой и органом, а Гиллан рассказывает историю о грешнике, который курил, пил и распутничал, но потом круто изменил свою жизнь, намереваясь попасть в рай. Он стал вести праведную жизнь, ходил в церковь... Но после смерти, возле райских ворот, где его встречает святой Петр, он узнает, что на небесах царит невероятная скука — там только молятся да библию ЧИТАЮТ.

Ян разыгрывает диалог, изменяя голос. В конце песни совсем отчаявшийся «праведник» просит:

Отпустите меня из рая,

Я заблуждался, я не могу здесь оставаться.

В раю нельзя смеяться!

О Боже, здесь ужасно.

Схожу с ума в раю.

Заберите меня отсюда, пустите меня в ад.

В раю нельзя смеяться.

Не смейтесь, это место — ад.

Но ему отвечают, что слишком поздно. Текст этой песни Ян написал на салфетке в одном из американских баров.

Композиция «Sacre Bleu» — дань моде на хэви-метал, очередной темповый номер. После «New Orleans» идет «Bite The Bullet», тоже рок-н-ролл, но родного, гиллановского разлива. На переднем плане здесь фортепиано. «If I Sing Softly» выпадает из общего настроя диска — гитарный перебор, флейта... Очень приятная и меланхоличная композиция. На ее фоне незатейливый рок-н-ролл «Don't Want The Truth» явно проигрывает. Завершает альбом еще одна вещь, идущая, как и «If I Sing Softly», вразрез с основной линией диска. «For You Dreams» очень далека от забойного харда. Фортепиано играет простой рифф, подключаются ударные и бас... Эта песня наполнена особой атмосферой, она многослойна, имеет яркий запоминающийся припев.

За звучание диска отвечал Джон. Но миксы, которые сделал Маккой, музыкантам группы не понравились. Гиллан вместе с Уоткинсом перемикшировали альбом, что, вполне понятно, не понравилось уже Джону. Ян принял соломоново решение — в качестве продюсера Future Shock указан несуществующий персонаж «Wan-Kin».

Обложку для пластинки рисовал молодой художник Алан Дэниэлс (Alan Daniels), а название альбома Гиллан позаимствовал у американского писателя Элвина Тоффлера (Alvin Toffler). Нашумевшая книга «Шок будущего» увидела свет еше в 1970 году, хотя Ян прочел ее девять лет спустя. Тоффлер писал о том, что индустриализация и технический прогресс идут настолько быстрыми темпами, что люди не успевают за ними. Человек не в состоянии переваривать громадный объем информации, обрушивающийся на него. Тоффлер описывает ранее неизвестное психологическое состояние — «шок будущего». По его прогнозу, человечество погибнет от того, что не выдержит психологических нагрузок.

В мае GILLAN отправились в европейский тур. В программке, которая продавалась перед концертами, Джон Маккой предлагал поклонникам принять участие в конкурсе на самое забавное фото. Приславшего самый смешной снимок ждала пластинка с автографами музыкантов и кассетой, на которой были записаны разговоры членов группы в студии во время работы над альбомом. Занявшему второе место был обещан пропуск за кулисы и банка консервированных бобов.

Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Югославия — везде концерты вызывали большой интерес публики. Да и музыканты играли с явным удовольствием. На сцене хватало шуток и розыгрышей. Однажды Гиллану подарили из зала красивый торт, на что тот заявил: «Для этого шедевра есть только одно достойное место», — и водрузил кулинарное изделие на лысину Джона.

Не повезло голландцам. Ни майское выступление в Ваггенингене, ни июньское на фестивале в Гааге не состоялись. Организаторы голландского фестиваля в последний момент успели заменить GILLAN на TYGERS OF PAN TANG.

Выступив 9 июня в Загребе, через 4 дня группа начала немецкий тур. Сыграв 22 июня концерт в Ганновере, музыканты должны были собраться в аэропорту на следующий день, чтоб вылететь в Лондон на съемки программы «Top Of The Pops». Однако Берни Торме так и не появился. Ян был в ярости. Перед телекамерой 24 июня группа предстала без гитариста.

«В 1981-м я почувствовал, что смысла оставаться в GILLAN больше нет, — вспоминал позже Торме. — Несмотря на очевидный успех группы, у нас не было денег, и я не видел перспектив увеличения популярности и объемов продаж. Я также понял, что ситуация в группе приближается к застою, а мне хотелось прогресса, каких-то изменений. Единственной причиной, чтоб остаться, было тщеславие: «Bay! Ты Берни Торме, ты играешь с Гилланом!» Но это не было проблемой, ибо первая часть фразы («Ты Берни Торме», — прим. автора) останется, если я даже уйду из группы. Так что я покинул GILLAN, решившись на перемены. В этом решении были свои плюсы и минусы, но в любом случае, это была перемена. Конечно, неплохо быть сопровождающим музыкантом, но с течением времени это положение становится невыносимым и деморализует. Так обстояло дело и в группе GILLAN Там я научился многому, но музыка стала избитой. Да, мы побывали в таких местах, как Югославия, Гонконг и Корея, но это произошло, в основном, из-за того, что Яну нравится ездить по миру. Для «звезды», бывшего участника PURPLE, это может и прекрасно, но для лидер-гитариста не очень, особенно когда ты думаешь, что в ближайшие пять лет будешь играть в Братиславе и Сараево, все еще без гроша в кармане».

Разумеется, право Торме самому определять свою жизнь никто не оспаривает, но уходить без предупреждения, в разгар гастролей... К тому же, Берни после ухода принялся давать интервью, в которых обвинял Яна в диктаторских замашках и отсутствии демократии в группе. «Все было слишком похоже на DEEP PURPLE. Мы были обязаны играть «Smoke On The Water» и делали это постоянно. Все было основано на легенде о DEEP PURPLE, а вот у нас никогда не было песни нх уровня...»

Уйдя из GILLAN, Торме выпустил альбом Turn Out The Lights, который он записал еще в марте 1981 г., как только закончил работу над Future Shock. Ему помогали барабанщик SAXON Найджел Глокнер и старый приятель, басист группы TOYAH, Хью Спэлдинг, а также Колин Таунс.

«В то время я уже был разочарован тем стилем, в котором играли GILLAN, И попытался отдать дань музыке, на которой воспитывался», — говорит Берни. Торме создал пауэр-трио ELECTRIC GYPSIES с басистом Эвертоиом Уилъямсом (Everton Williams, ex-BETHNAL) и барабанщиком Барри Грэмом (Barry Graham). С ними он собирался в конце июля отправиться на гастроли в поддержку Turn Out The lights. Берни решал свои проблемы, а Гиллану нужно было заполнять вакансию. Маккой предложил взять на место Торме Яника Герса из WHITE SPIRIT. Ян и сам знал этого виртуоза (WHITE SPIRIT предваряла концерты GILLAN) и высоко ценил его мастерство, говоря, что Яник — это «комбинация Блэкмора и Пэйджа».

Яник РОБЕРТ ГЕРС (Janick Robert Gers) родился 27 января 1957 года в Хартпуле. Его отец был морским офицером Войска Польского, эмигрировавшим в Британию. Еще в школе Яник научился играть на гитаре, и в 1975 году вошел в состав WHITE SPIRIT. Интересно, что на прослушивании Герс исполнил «Strange Kind Of Woman». В 1978 году группа подписала контракт с независимой фирмой грамзаписи «Neat Records». Скоро вышла первая сорокапятка — «Back To The Grind», а за ней и альбом White Spirit, продюсером которого был Джон Маккой. Он и «подписал» группу на разогрев во время британских гастролей GILLAN. «Я встретил Яна, кумира своего детства — обычно так дети встречают Санта Клауса», — вспоминает Яник.

Времени на раскачку не было, и уже 25 июня GILLAN с новым гитаристом давали концерт в Кельне. Немецкий тур продолжался! Яник держал марку, он был не только хорошим гитаристом, но и неплохим шоуменом, применяя различные трюки, типа игры на гитаре зубами, что приводило зрителей в восторг.

В августе музыканты принялись работать над новым альбомом. Вместо традиционных репетиций в студии, они провели пару недель вместе с женами и подругами в деревне около Лайм Регис. Был снят большой дом Drake Hall (названный в честь Френсиса Дрэйка, бывшего пирата, ставшего потом адмиралом), где установили аппаратуру, а сами музыканты поселились в фермерских домах неподалеку. Записывали песни в той же «Kingsway Recorders». Продюсером на этот раз был Стив Смит (Steve Smith). Решили выпустить двойной альбом, где первый диск был бы студийным, а второй — концертным. Ну а где еще записывать живое выступление, как не на фестивале в Ридинге? 29 августа 1981 года музыканты дали жару, показав, что группа находится в авангарде британских исполнителей хард-рока. Ясное дело, звукорежиссер добросовестно записывал это выступление на ленту.


Ян Гиллан "На главную"