Главное меню

Анонс

Глава 10 - Gillan
Глава 10. КОЛЕСЯ ПО МИРУ После гастролей по СССР музыканты сосредоточили свое внимание на Европе. Июльский тур «Naked Thunder» должен был сделать рекламу альбому, выход которого перенесли на 16 августа. На концертах исполнялись «Gut Reaction», «Demon's Eye», «Living For The City», «Black Night», «Puget Sound», «Sweet Lolita», «Nothing To Lose», «No More Cane On The Brazos», «I Thought No», «When A Blind Mand Cries», «Let It Roll», «Knocking At Your Back Door», «Speed King», «No Good Luck», «Smoke On The Water» и «Lucille». Иногда играли «New Orleans». В это время начались трения между клавишником Томми Айри и тур-менеджером Алом Даттоном. Айри принципиально не хотел носить сумки со своими вещами. У членов группы были роуди, но частенько таскать вещи приходилось самим музыкантам, а Томми просто садился в автобус, оставляя свою сумку в фойе отеля. Такое поведение приводило в бешенство Даттона, и он постоянно напоминал клавишнику, что это его проблемы. Однажды в аэропорту Томми оставил свой багаж, и, направляясь в бар, бросил Алану: «Занесешь его». В ответ Ал доходчиво объяснил Айри, что делать этого не будет. В самолете к Гиллану подошел разъяренный Томми,... Далее...
Глава 12 - Gillan
Gillan 2

 

Ян также привык ходить босиком. Поэтому сцена перед концертом обязательно покрывается ковролином. Гиллан снимает обувь при первой же возможности не от хорошей жизни — во время игры в футбол он сломал правую ногу, и после этого ступня чувствует себя в туфлях крайне неудобно.

Виниловые пластинки магазины продаж в Спб

Футбол — его давняя страсть. Он болеет за «Queens Park Rangers» (как и Крис Райт, шеф звукозаписывающей компании «Chrysalis»). Гиллан всегда с удовольствием сам играл в футбол во время гастролей, и не раз получал травмы. Когда-то, в свободное от гастролей время, он выступал за полицейскую футбольную команду городка Пэнгбург, где жил в то время (в шутку Гиллан называл это соревнованиями в рамках «воскресной утренней лиги»). Увы, после перелома ноги с футболом пришлось «завязать», но вот в бильярд и шахматы Гиллан играет с удовольствием. Он также очень любит плавать.

Детская мечта иметь большой дом осуществилась еще в начале 70-х. (с тех пор он несколько раз менял место жительства. Сегодня Ян живет в небольшом приморском городке Лайм Регис в графстве Дорсет, недалеко от Девона. В доме четыре спальни, бассейн, в котором он плавает в любое время года. «У меня есть мастерская, где я делаю разные вещицы из дерева. Мне нравится этим заниматься: ремонтировать старую мебель, изготавливать новую...» Ян любит копаться в саду, отдыхая при этом точно так же, как и во время прогулок по берегу моря. И хотя цвет морской воды у берегов Британии редко бывает бирюзовым (это любимый цвет Гиллана — он напоминает ему тропики), Ян частенько проводит время у моря.

«Я люблю ходить в паб, где можно выпить с друзьями и поговорить о политике, футболе, поиграть в шахматы. Там собираются хорошие люди: рыбаки и фермеры, у них совсем другая точка зрения на все и интересный взгляд на жизнь, как бы со стороны, в отличие от горожан, которые отслеживают ситуацию в мире. Я люблю гулять с собакой, когда я дома. Люблю разговаривать с друзьями в пути, в поездках. Я не могу придумать ничего лучшего. Я писатель, и каждый день сочиняю. Жизнь кажется мне очень будоражащей. Ежедневно я узнаю что-то новое и пытаюсь применить это к своим мыслям, к своей философии».

Вот этот «писательский подход» иногда приводит к тому, что Ян может приукрасить или изменить реальные факты. К примеру, в своей книге он пишет, что, приехав в декабре 1971 года в Монтре, музыканты поселились в отеле «Eden Au Lac».

купить виниловые пластинки, продажа магазин

«На самом деле, мы остановились в гостинице с менее вдохновляющем названием «Hotel Europa», — говорит Роджер Гловер. — По некоторым причинам, возможно из-за того, что это более благозвучное имя для приукрашивания рассказа, он указал «Eden Au Lac» как место, в котором происходили события. Нет смысла его поправлять, я пытался, но без толку. Ян всегда мне отвечал, что правда не является приоритетной, когда рассказывается какая-нибудь история: «Добавь немного красок, Родж, людей не интересует правда, они хотят, чтобы их развлекали».

Гиллан слушает самую разнообразную музыку — от народной (ему часто на гастролях дарят записи этнической музыки) до современных рок-групп, он следит за музыкальными новинками. У него большая коллекция дисков: Элвис Пресли, Хаулин Вульф, Пако де Люсия, Гленн Миллер, PRETENDERS... Как-то на вопрос о пяти любимых песнях Гиллан ответил:

1. «Trying To Get To You» (Elvis Presley)

2. «Smokestack Lightning? (Howlin' Wolf)

3. «Gitanos Andaluces (Bulerias)» (Paco De Lucia)

4. «Slow Dancer» (Robert Plant)

5. «Tobacco Road» (Edgar Winter, концертная версия).

Кстати, 29 января 2001 года, выступая в качестве диск-жокея на радио ВВС, он прокрутил все песни из своего списка, за исключением «Slow Dancer». Кроме этого, Гиллан представил слушателям «You Really Got Me» THE KINKS, «Hollywood Perfume» PRETENDERS, «Young Lust» AEROSMITH и «Dislocated» из Accidentally On Purpose.

Несколько лет назад, отвечая на вопрос о лучших музыкантах, он назвал среди вокалистов: Роберта Планта, Юшффа Беннетта, Литтл Ричарда, Джона Леннона, Пола Роджерса, среди певиц: Дасти Спрингфилд, Сюзи Кватро, Крисси Хайнд, Бренду Ли, Дженис Джоплин. Среди инструменталистов Гиллан выделил Стива Морса, Джона Лорда, Роджера Гловера, Яна Пэйса, Ричи Блэкмора, Джими Хендрикса, Яна Андерсона, Кита Муна, Ангуса Янга и Доктора Джона.

виниловые пластинки дешевый магазин

Последние годы Ян носит короткую стрижку. Он чувствует себя комфортно, и отращивать волосы пока не собирается: «Такие вещи происходят спонтанно». Гиллан не особо следит за модой, отдавая предпочтение удобной одежде, к которой привык. В 1993-1995 годах это была жилетка «в цветочек», сейчас Гиллан часто выступает в белой национальной индийской одежде. Четыре такие костюма ручной работы он купил в Южном Лондоне за 20 фунтов, и с тех пор не расстается с ними.

Один из наиболее задаваемых Гиллану вопросов — о его взаимоотношениях с Ричи Блэкмором. Чаще всего он отделывается общими словами об уважении, которое испытывает к бывшему коллеге. Но иногда его ответы более откровенны: «Пожалуйста, не говорите за меня, что я люблю Ричи (невзирая на все мои усилия, это опровергнуть). Разумеется, я очень симпатизирую тому Ричи, которого помню, стараясь вычеркнуть все плохое. Когда-то, еще в самом начале, я жил с ним в одной комнате и не собираюсь отрицать его феноменально мощное влияние на группу и до, и после того, как я к ней присоединился».

Недавно его спросили, как бы он отреагировал на приглашение спеть на альбоме BLACKMORE'S NIGHT. «Эту тему лучше не трогать. После того, как прошло так много времени, мне кажется, что нам лучше всего продолжать жить своими жизнями. Моим ответом было бы вежливое: Спасибо, нет».

В анкете японского фэнзина, где Гиллану предлагалось оценить себя по десятибалльной системе как певца, мужа, плотника и тому подобное, в графе «друг Ричи Блэкмора» он поставил двойку. Но, несмотря на то, что Ян и Ричи Блэкмор так несовместимы, они во многом похожи. Оба — явно выраженные лидеры, оба солидарны в своих взглядах на шоу-бизнес: «Все новое, большинство свежих идей, новых веяний (не имеет значения, музыкальная это идея, или какая-нибудь другая) рождаются где-нибудь в маленьких барах, небольших клубах, закоулках. Должно пройти какое-то время, прежде чем их заметит большой бизнес и наложит на них свою лапу. Музыкальная индустрия — чрезвычайно прожорливая бестия, постоянно жаждущая чего-то нового, что можно было бы бросить в угоду толпе».

Гиллан много читает, любимый писатель — Патрик О'Брайан (Patric O'Brian). Именно поэтому ему нравится совершать переезды на автобусе. Во время таких поездок он также сочиняет, причем, не только тексты песен. В последнее время он пишет прозу. О чем будет будущая книга, Гиллан не говорит. У него своеобразное отношение к периодике: «Всю свою жизнь я развлекаюсь чтением газет. В Англии я получаю две серьезные и две бульварные газеты. Серьезные — «Гардиан» и «Дейли Телеграф». Бульварные, например, «Дейли Миррор». Так вот, когда я читаю «Гардиан», я думаю: ага, вот что происходит в Англии и в мире сегодня! Вот они — новости. А потом я беру следующую чашку чаю, «Дейли Телеграф» и — не может быть, эта газета наверняка ошибается! - в ней о событиях в мире и Англии написано все совершенно иначе! После этого становится понятно, что одна из газет полностью придерживается левой идеологии, а другая — правой, и каждая делится своей версией событий и фактов. Меньше всего нам стоит прислушиваться к политикам и редакторам газет. Нужно просто слушать музыку и смотреть, как светит солнце».

продажа виниловых пластинок, купить в магазине с доставкой

Впрочем, Ян не скрывает своих политических убеждений. На вопрос газеты «Guardian», должна ли королевская семья быть выброшена на свалку истории, он ответил: «Пока нет. Будем надеяться, что они «врубятся» в то, что происходит вокруг и денутся куда-нибудь сами по себе».

Гиллан живо интересуется политикой, и в текстах песен часто можно встретить ссылки на различные события, происходящие в мире. Чаще всего это не прямолинейный комментарий, я взгляд художника.

Ян обожает разгадывать ребусы. «Каждый раз, когда Стив Морс проходил в переднюю часть автобуса, чтоб поговорить, то как-то странно на меня поглядывал.

- Эй, Ян, а почему ты все время возишься с этими ребусами? — спросил он однажды.

- Я просто делаю то же, что и ты, Стив, — практикуюсь, — ответил я, ведь Морс постоянно играет на гитаре. Он все понял и рассмеялся».

Это занятие — хорошая «зарядка для ума», позволяющая Гиллану постоянно находиться в творческой форме — ведь он часто сочиняет стихи, казалось бы, в самых неподходящих местах. Характерный пример — текст песни «Vavoom: Ted The Mechanic». В 1986 году, после очередной неудачной сессии во время записи альбома House Of Blue Light, в Стоу, Ян зашел в местный бар. Его соседом по столику оказался разговорчивый парень, который рассказал Гиллану историю своей жизни, а тот сделал пометки на салфетке. Потом Ян положил ее в тетрадь и забыл о ней. «Рукопись» выпала из тетради только в 1989 году. Использовал этот текст Гиллан уже при работе над Purpendicular. «Вдохновение приходит в неподходящее время и в странных местах. Компьютер невероятно громоздок и неэффективен в сравнении с блокнотом и карандашами, которые всегда под рукой».

Пробовал себя Ян и в качестве продюсера. Правда, в отличие от своего приятеля Гловера, заметных успехов в этом деле он не достиг. Первой попыткой была работа с группой своей сестры Полин, JERUSALEM, еще в 1972 году. Десятью годами позже он сотрудничал с финской группой ZERO NINE. Совсем недавно Ян продюсировал альбом Welcome Dreamfield певицы Джилл Тауэр (Jill Tower).

Ян старается держать обратную связь со своими поклонниками, он регулярно следит за своей интернетовской страничкой, отвечает на вопросы поклонников, причем, не всегда приятные. Сайт этот очень информативный. Кроме рубрики «Вопросы и ответы», есть «Wordography», где Гиллан публикует тексты песен, комментируя их, есть Раздел «Dear Friends» — регулярные письма посетителям веб-странички. На сайте помещен «The Candy Horizon», сборник из 22 стихов, написанных в 1969 году. Эта книга выходила ограниченным тиражом в 1980 году. Иногда он принимает участие в интернетовских чатах. В частности, 7 марта 2001 года, находясь в отеле г. Аделаида, Гиллан отвечал на вопросы поклонников. Ян настолько заинтересовался «всемирной паутиной», что задумал снять фильм о любви, которая возникла благодаря общению в Интернете. Для ленты даже была написана песня «Am I Getting Through» (она в формате mpЗ одно время лежала на сайте Гиллана). В основу сюжета фильма положена реальная история об австралийке и датчанине, которые после эпизодического общения через Интернет познакомились на концерте DEEP PURPLE в Италии. Они несколько раз ездили друг к другу в гости, но потом разошлись.

Как-то Гиллана спросили, у кого он хотел бы взять автограф. Ян ответил — у Мохаммеда Али, Нельсона Манделы и Дасти Спрингфилд. Сам он, как правило, охотно дает автографы, понимая, какое значение это имеет для фэнов. Интересно, что Ян попадал в ситуации, когда знаменитости неадекватно реагировали на просьбу получить автограф (он хотел взять его для своей дочки). Гиллана неприятно поразило зазнайство некоторых «звезд».

Недавно Гиллану задали вопрос: если бы у него была возможность выбрать любого человека, чтоб взять у того интервью, кто бы это был? Ответ: «Владимир Путин. Мне бы очень хотелось понять, каким он видит будущее России». Ян не раз высказывался по поводу политики администрации США, резко осуждал бомбардировку Югославии и войну в Ираке. Не нравятся ему и некоторые моменты «американского образа жизни», в частности, всевозможные общества, якобы призванные защищать мораль: «В Оклахоме «Жестяной барабан» назвали порнографией. А в 80-х то ли в Северной, то ли в Южной Каролине запретили «Фотоувеличение». В то же время вы можете спокойно взять напрокат видео «Резня циркулярной пилой в Техасе».

Ян Гиллан остался жить в Англии, в отличие от многих рок-музыкантов, удравших от налогового пресса за границу. Он остается патриотом своей страны. «Я наполовину шотландец, наполовину англичанин, но вырос в Англии и поэтому определенно англичанин. Однако я предпочитаю писать «Британия» либо «UK» в различных документах во время прохождения границ. Англии, либо англичан, судя по всему, не существует даже в Вестминстере. Национальная принадлежность в эту поликультурную эпоху, судя по всему, ничего не значит, хотя DEEP PURPLE мне кажутся по-настоящему английской группой. Я не имею в виду размахивание флагами и тому подобное. Это больше, чем корни, от которых не оторвешься. Впрочем, не очень-то и хочется».

Не хочется Яну принимать участие и в разных «анплаггдах». Его не было ни на радио Йоганнесбурга 23 марта 1995 года, ни в нью-йоркской студии «Rockline» 3 мая 2001 года, где выступали его коллеги по PURPLE: «Мы — рок-группа, и я не совсем уверен, что вокал будет «работать», когда не станет динамики, а именно это и произойдет, если мы начнем играть акустику. Убери мы ритм-секцию, Hammond и электрогитару, то, возможно, обрели бы новых поклонников, но что случится с теперешними? Мы играем нашу музыку так, как привыкли, и что интересно, до сих пор открываем для себя новые возможности именно в рамках «электрического» рока».

Несмотря на достаточно плотный график гастролей. Ян умудряется работать над материалом для следующего сольного альбома. В августе 2004 года было готово 10 песен, записанных со Стивом Моррисом. Пока он, не спеша, готовит к выходу свою новую работу, его бывшие коллеги, Фенвик и Маккой, при помощи «Angel Air», наперебой выпускают старые записи (первый - IAN GILLAN BAND, второй - GILLAN). Рэй занят как компиляцией аудиодисков (Rockfield Mixes, Rarities 1975-1977), так и DVD (Live At The Rainbow 1977). Увы, качество материала оставляет желать лучшего. Еще больше претензий по подборке материала высказывается к релизам, за которыми стоит Джон Маккой. Гиллан просто не желает комментировать различные The Gillan Tapes (выпущено аж три тома!). Колин Таунс называет подобные диски мусором, а Берни Торме обращается через прессу к поклонникам с призывом не покупать эти альбомы. Действительно, крайне тяжело отыскать что-либо стоящее в рабочих отрывках, отбракованных версиях известных песен, студийных разговорах... Не спасают положение хвалебные комментарии самого Маккоя, напечатанные в буклетах, где утверждается, что та либо иная версия песни на голову выше официально выпущенной. Только улыбку может вызвать и фраза автора аннотации к одному из буклетов, что, распустив группу, Ян «оставил позади себя целый легион фанатов, до сих пор уверенных, что он не делал ничего лучше волшебной комбинации, которой была группа GILLAN».

Более интересными являются записи концертов IAN GILLAN BAND — live Yubin Chokin Hall Hiroshima 1977 и GILLAN - live In Tokyo, Oct. 23/1978.

Но и тут остаются вопросы. Почему «Angel Air» проигнорировала пленки с записью токийского концерта 1978 года пристойного качества, гуляющие среди буглегеров, и взяла непонятно какую ленту? Почему статьи в буклете пишет редактор блэкморовского фэнзина «More Black Than Purple» Джерри Блум, и зачем там дается адрес, по которому можно подписаться на журнал о Блэкморе (как будто нет гиллановского фэнзина «Perfect Stranger»)?

Самым интересным релизом неизданных записей Гиллана, очевидно, является диск Cherkazoo And Other Stories, выпущенный фирмой «RPM» в 1992 году. Предыстория его выхода довольно интересна.

В середине 1971 года Ян на одной из пресс-конференций признался, что работает над музыкальным произведением фэнтези, «где будут звери и космические путешествия». Идея создать детский мультфильм возникла у него еше в 1969 году. Гиллан продумал типажи героев, написал диалоги. В этой работе ему помогал Гловер. В сентябре 1972 года при помоши Мартин Берча несколько композиций было записано на демо-ленту: «Cherkazoo», «Monster In Paradise», «The Bullet Of Birantis», «Hagwash». Интересно, что в «Hagwash» на пианино играет Джон Лорд, а Гловер - на акустической и бас-гитарах. Одна из песен, «Monster In Paradise», позже вошла в альбом Bulletproof группы HARD STAFF (ее участник, Джон Густафсон, был соавтором).

Всего на пленку легло 11 композиций, некоторые из них даже были вписаны на ацетатную копию. Гиллан встречался с. Представителями компании Уолта Диснея, планировалась презентация этого проекта. Но потом «диснеевцы» переориентировались на мультфильм о Робине Гуде. В 1993 году лента с записью «Cherkazoo» попала в руки Саймона Робинсона (председатель DPAS и совладелец фирмы «RPM»), который выпустил CD Сherkazoo And Other Stories. Правда, из 11 композиций оригинального «Cherkazoo» на диск вошло только шесть. Робинсон не включил инструменталки и песни, исполненные другими вокалистами. Зато диск дополнен редкими композициями, записанными Гилланом в 1974 году для своего сольного альбома, которому так и не суждено было выйти.

Работу над сольным альбомом Гиллан осуществлял в четыре этапа — в апреле, сентябре, ноябре и декабре 1974 года. Точные даты сессий и данные о том, когда какая песня записывалась неизвестны. Ясно только, что в апреле легла на пленку «Ain't That Loving You Baby» (продюсеры — Мартин Берч и Роджер Гловер). Гиллан слышал ее ранее в исполнении Клиффа Беннетта. 28 декабря записали «Trying To Get To You» (продюсер — Гловер). Среди музыкантов, помогавших Гиллану, были Рэй Фенвик, барабанщик Пит Йорк, а также бас-гитаристы Джон Перри (John Perry) и Дэйв Винтур (Dave Wintour). Перри был певцом группы GRAPEFRUIT и бэк-вокалистом у Клиффа Ричарда. Кстати, Гловер играл на синтезаторе на его альбоме 1976 года Sunset Wading. В сочинении и записи некоторых композиций участвовали Майк Моран (клавишные), Энди Стил (Andy Steele, ударные), Берни Холланд (Bernie Holland, гитара).

Альбом Cherkazoo And Other Stories, несомненно, должен иметь в коллекции любой уважающий себя поклонник Гиллана. На нем масса интересных композиций. Песня «Cherkazoo» — очень битловская, с бэк-вокалом и минимумом инструментов (прослушиваются только гитара и бас), ударные практически не слышны. «Monster In Paradise» — мелодичная композиция с запоминающимся припевом; «The Bullet Of Birantis», со скрипкой и фортепиано, выглядит ауттейком из битловского Magical Mistety Tour. Интересный ритм-энд-блюз «Hogwash» переходит в «Driving Me Wild». Эта отличная песня, сочиненная Гилланом самостоятельно, представлена на диске в трех версиях, и в каждой из них разные вступления. Первая версия начинается с ударных, две другие — с гитарных партий. В третьем варианте Гиллан показывает свой знаменитый крик.

За блюзом «Donkey Ride Dream» идут два рок-н-ролльных кавера: «Trying To Get To You» и «Ain't That Loving You Baby» (дань уважения своим кумирам, Элвису Пресли и Клиффу Беннетту). Кстати, вторую песню Ян исполнял во время тура «Garth Rockett» 1990 года.

Гиллановская «Music In My Head» выделяется приятной мелодией и джазовой аранжировкой. Неплох проигрыш клавишных в середине песни. Две композиции на диске — из рабочих материалов альбома IAN GILLAN BAND Child In Time. Но если «You Make Me Feel So Good» вышла на дебютнике группы Гиллана. то «Night And Dry» туда так и не попала, хотя она ни в чем не уступает другим песням из Child In Time. Остальные композиции с Cherkazoo And Other Stories подтверждают, что Гиллан - толковый композитор и аранжировщик: «She Called Me Softly» с фортепиано и губной гармошкой, этакая смесь блюза и рок-н-ролла; «You Lead My Heart Astray» - блюз, начинающийся с партии струнных инструментов; «А Little Share Of Plenty» — мелодичный рок-н-ролл. Завершает этот сборник композиция, которая не отмечена в перечне песен на обложке, хотя можно ли назвать композицией дурацкий смех вперемешку с «Hogwash»?

История с несостоявшимся мультфильмом получила неожиданное продолжение. С 9 по 11 сентября 1999 года в г. Экёминстер (графство Девон) музыкальное общество «Axe Valley Rock Musical Society», состоящее из 40 молодых людей старшего школьного возраста, при помоши Стива Морриса трижды представило спектакль «Cherkazoo». Пьеса состояла из двух актов по пять сцен в каждом. Для представления использовали 14 песен, причем, половина из них была из других альбомов Гиллана (к примеру, исполнялась «Prima Donna» из Dreamcatcher). Инициатором этого действа был житель Эксминстера Стив Блэк, а помогал ему в составлении программы представления сам Гиллан. Как оказалось, сценическая постановка была только репетицией. В 2004 году Блэк приступил к работе над музыкальным фильмом по мотивам «Cherkazoo». Следует отметить, что Блэк — человек в театральном мире достаточно известный, он написал около 40 пьес и 8 мюзиклов.

Пока снимается фильм, Гиллан гастролирует с DEEP PURPLE, раскручивая альбом Bananas.

«Каждое утро, просыпаясь, я принимаю «таблетку скромности». Она помогает мне не превратиться в «большую голову». Когда я был маленьким, про человека, чересчур возомнившего о себе, говорили: «Он стал «большеголовым». Так что таких воображал мы называли «большая голова». Итак, каков был самый яркий комплимент в моей жизни? Мне было года 24, я пел на сцене уже 9 лет и как раз присоединился к DEEP PURPLE. Тогда один журналист написал: «Ян Гиллан — гений», а я подумал: вот дурак! Так вот: я не гений, а просто очень счастливый парень, который безумно любит музыку. Но тот случай заставил меня понять: когда люди говорят тебе комплименты, или просто очень приятные веши о тебе и твоей музыке, ты не должен становится большеголовым».

В карьере Гиллана случались взлеты и падения. Он терял старых друзей и обретал новых. Путь к славе не был прямым. Но разве дороги всегда бывают прямыми, как автострады? Впрочем, настоящей звездой артист может стать, только обретя опыт, который невозможно получить на гладкой, ровной и укатанной дороге.

В.В. ДРИБУЩАК «Ian Gillan. Дорогой славы», М., 2004


Ян Гиллан "На главную"